© Материалы сайта защищены авторским правом. При их использовании обязательна ссылка:
Итоговый отчет по выполнению упражнения «Тотальное ДА» Берёзки (Натальи Ш.).
Введение.
Упражнение делаю с того момента, как пришла на Мастерскую - сентябрь 2000. Робкие первые потуги начались еще в начале июля 2000.
Сейчас хочу сдать только первые две его части. Третью буду дорабатывать.
Какие цели ставила:
1. Научиться ВИДЕТЬ собеседника, видеть его намерения и причины, по которым он говорит что-либо.
2. Понять, почему и на что у меня возникают внутренние НЕТ.
3. Избавиться от немотивированных слов НЕТ в речи.
4. Устранить излишние защитные механизмы, вычленять любовь из самых странных её проявлений (как то: наезды любящих людей) и отдавать её незамутнённой подобной грязной пеной.
5. Плюс, вдобавок к красному, - ДА в действии - своими действиями (например, удовлетворяющими запрос человека) сказать ему ДА.
Сейчас я этих целей достигла в той мере, в какой хотела.
Как я делала упражнение и к каким результатам приходила:
Изначально упражнение было мною разделено на три пласта:
- ДА внутреннее (моё принятие позиции/запроса собеседника)
- ДА внешнее (словесное или действенное донесение до собеседника этого моего принятия)
- ДА речевое (т.е. обычный контроль за своей речью, где немотивированное НЕТ расценивалось как мусорное слово и подлежало удалению в мусорный ящик, а фраза должна была быть перестроена в положительную форму)
Отдельно расскажу по каждой из позиций а потом постараюсь свести три позиции в одну систему-гармонию и сделать общий итоговый вывод
ДА ВНУТРЕННЕЕ.
В этой части проходила несколько этапов.
Мне всегда было достаточно просто позволить человеку думать и говорить то, что он хочет под девизом: «Сколько людей, столько и мнений» в какой-нибудь отвлечённой дискуссии, обмене мнениями, когда дело не касалось лично меня, моих самых важных ценностей, обстоятельств моей жизни - бытового уклада и т.п., а также моих близких. Там у меня всегда происходили взбрыкивания, отстаивания собственных прав (на дела; на мысли; на мнение и т.п.), напряги, препирательства, сведения счетов.
1. Первое упражнение, которое я взяла: искать, в чём я, со своей позиции, с собеседником могу согласиться.
Возникло тогда: ведь если я, например, скажу папе ДА в ответ на его требование, он, чего доброго, подумает, что я и впрямь это сделаю.
Обычные взбрыкивания подростка, который сам себя уже считает взрослым, а его считают маленьким ребёнком (и я к этому ещё вернусь)
Итак, продолжала напрягаться.
В середине сентября я, наконец, это сформулировала: пока я не считала, что действительно кровно задеты мои интересы, когда я была в ресурсе, я была, действительно, очень дистантна, компромиссна, соглашалась и словами и действиями без каких бы то ни было серьезных усилий. Но вот если мне по каким-то причинам (и, наверное, не всегда реальным) казалось, что сейчас меня УЩЕМЛЯЮТ (или УЩЕМЯТ) или, например, я чем-то была напряжена или взбудоражена (этакая гипертимистость, если можно так выразиться) - я срывалась.
Позднее в причины внутренних протестов добавилась также сильная физическая и эмоциональная усталость/плохое самочувствие, когда мне хотелось забиться в свой мир, чтобы меня там никто не трогал, и отдохнуть без помех. И когда меня оттуда пытались вытянуть, я реагировала шипением и выпущенными коготками.
К концу октября ещё сформулировала: ещё если кто-то залезает на мою зону, или есть сильное несоответствие моим ценностям и убеждениям (например, немотивированно злобная и эгоцентричная женщина).
И ещё: когда включаюсь в игрушку, и игрушка меня утаскивает в себя, а я не останавливаюсь вовремя.
Выделила и конкретные объекты протестов: очень часто САМИ ЛЮДИ, а не та информация, которую они мне несут (т.е. всё равно что мама сейчас бы мне сказала - протест возник на её утреннее появление на кухне и приставание ко мне).
Но уже к концу сентября научилась в ресурсном состоянии сосредотачиваться на мнении, позиции собеседника, действительно слышать то, о чем он говорит и запоминать.
1. Появилось второе упражнение: отслеживать состояния, способствующие внутренним протестам в момент их первого появления и изменять на более приемлемые в каждой ситуации.
2. Третье: при проявлении внутреннего несогласия в диалог с собеседником - "впрыгивать" в него, вслушиваться в то, что он говорит, оценивать, систематизировать. Т.е. - это уже смотреть с позиции собеседника: а почему он так?
3. Далее добавилось промежуточное четвёртое: письменно учитывать все ситуации на ДА и НЕТ для уяснения личной статистики. Это выяснение особых результатов мне не принесло, кроме того, что я поняла, что я уже сильно продвинулась вперёд, поэтому упражнение через неделю сняла. Было около двух чётко оформленных или средней силы протестов в сутки, а по мелочам я не считала.
Постепенно напряги и протесты от сознания того, что НА КОМПРОМИСС-ТО ПРИДЁТСЯ ИДТИ МНЕ уходили, и на смену им приходило спокойное отношение и понимание того, что всё в жизни гибко, и «на компромиссы ходят все». И - текучая вера из НЛП - «Я могу идти на компромисс, я могу не идти на компромисс - всё зависит от моего выбора».
Вообще, ТЕКУЧАЯ ВЕРА мне очень и очень здесь помогла. Теперь я создала себе приятное верование, что всё в мире течёт и меняется, всё динамично, а вовсе не статично и что, как верить, так и действовать, можно каждый раз в разное и по-разному. Оставалось только это «разное» подчинить своему выбору.
1. В октябре упражнение №1 с №2 слегка изменились и превратились в: когда я говорю "ДА", это значит, что я нашла что-то, с чем могу согласиться в позиции собеседника, и я обязана каждый раз такое найти. Причём со своей, первой позиции. Причём себе не врать. Если уж совсем не могу ничего найти (хотя я в это не верила и тогда) - искать с позиции "Я-другой" (то есть с позиции собеседника). В крайнем случае - сказать "ДА" человеку в целом.
2. Если разговор не бытовой, а о событиях, о ценностях, о категориях - мнение человека занести в «копилочку» и уметь воспроизвести, запомнить.
В конце октября был срыв в связи с тем, что я реально поняла, что я сейчас начала их всех принимать, признавать, уважать их намерения, позиции, но со мной, по моему мнению, почему-то НИКТО НЕ ХОТЕЛ В ОТВЕТ НА МЕНЯ ТАКУЮ ПРИНИМАЮЩУЮ ЭТОГО ДЕЛАТЬ!!! Сейчас мне это совсем неважно и я от этого не страдаю (кроме тех ситуаций, когда мне очень хочется со вкусом пострадать, я выбираю пострадать, и в качестве причины страдания могу и такую выбрать, почему бы нет?). Знаю, что мне было бы это приятно, но люди мне не обязаны это делать (это уже получилось из красного цвета).
Как следствие этого срыва очень захотелось почувствовать себя СВОБОДНОЙ НА и ВПРАВЕ НА.
Начиная с ноября пошёл большой прогресс, немотивированные оформленные НЕТ на человека, его позицию были крайне редки (1 раз в неделю, может быть), да и то - срывы. А сейчас и мотивированные - тоже, я просто начинаю внутри себя разбираться, а почему он так и почему я на него - так.
РЕЗУЛЬТАТ:
1. Чётко теперь знаю, что в принципе способно вызвать у меня внутренний протест.
2. Стала отслеживать реальные намерения людей, когда они пытаются на чём-то настоять, в чём-то меня убедить, к чему-то меня принудить. Я их намерения всегда принимаю и приветствую (в смысле, с любовью говорю им «Здравствуйте! Я вас вижу!»), хотя за этим не всегда следует моё собственное как человека идейное согласие и удовлетворяющее поведение.
3. В результате всех этих разбирательств стала относиться к миру спокойно и с принятием. К другим людям: они живут в своих моделях мира, я - в своей. Они наверняка правы в своих мирах. (как Насреддин: «И ты прав»). Так пусть же будут правы!!! Если эта их правда, не совпадающая с моей, затрагивает меня (например, на меня наехали, сказали гадость или требуют то, что я дать сейчас или вообще не могу) я буду делать так, как считаю нужным. Могу и резко ответить, если сочту нужным, но стараюсь по возможности всё делать мягко и с любовью. Как-то не понимаю, зачем человеку навязывать мою правду. Мы, во-первых, можем создать нашу общую правду, где намерения и интересы нас обоих будут учтены, а, во-вторых, я могу ему предложить свою правду для размышления.
4. Как я выбираю вариант поведения? Стараюсь оценивать со всех четырёх позиций: Я, Другой, Наблюдатель, Система (Мир, Семья, Работа, Дом, etc ). Не скрою, что решающим голосом чаще всего всё равно будет позиция Я. Но другие всё равно учитываются. Конечно, я не всегда теперь это прокручиваю через сознание, и не всегда так хорошо всё получается, но чаще получается, и сильно чаще.
5. Перестала так тщательно оборонять свою территорию, как раньше делала, ощутив, что, во-первых, от моих слов ничего не убудет, во-вторых, сколько людей, столько и миров, и границы этих миров чисто умозрительны, а потому провести их на деле нельзя, и они всё равно будут плавать и мерцать. И сделала вывод, что всё равно ущемляю себя только я сама, обижаю себя - я сама, ограничиваю себя - я сама, потому что то, что мне говорят, делают - это лишь внешние сигналы, якорьки, которые могут запустить процесс во мне. Как только я это поняла, стала спокойнее относиться к жизни.
6. Научилась с улыбкой приветствовать и себя - то, что я себе раньше запрещала (и в рамках Дистанции тоже). Я говорю себе: «А что? Имею право!» - и вперёд. И после этого мне значительно проще выбрать лучшую эмоцию или лучший вариант поведения.
7. Что же я делаю с протестами своими? Теперь я отлавливаю и разбираюсь с возникшим протестом в более чем 90% случаях. Когда протест, я ищу его причины, нахожу, удовлетворяюсь найденным, ищу неудовлетворенное намерение или верование, послужившее ему причиной, мне становится немножко смешно, и я себе улыбаюсь и иду по жизни дальше. Техника также помогает и отвлечься от самого объекта протеста!!!
8. Главным для меня оказалось: Я РАЗРЕШИЛА СЕБЕ ПРАВО НА ОШИБКУ. Я сказала всем возможным ошибкам: ДА! Пусть вас будет немного, и вы мне только поможете идти дальше. И после этого поняла, что готова упражнение сдать.
Но что же по ДА ДЕЙСТВЕННОМУ?
Конечно, многое уже написала выше, так как часто сложно отделить одно от другого. Так что здесь будет короче.
1. Первым взятым на себя упражнением в плане действий было: делать в ответ на запросы людей то, что я могу сделать без ущерба для своих интересов.
Так и делала.
По сути упражнение в течение 4 месяцев не менялось и воспринималось как естественное продолжение упражнений по ДА ВНУТРЕННЕМУ, и я ничего здесь специально не придумывала. Прямо взяла на себя работу по удовлетворению интересов близких (это ещё и по красному). Было сложно ужасно.
Теперь просто. Конечно, не могу сказать, что все интересы, которые даже могла бы и надо бы удовлетворить, я удовлетворяю. И срывы есть, и даже сознательные немотивированные отказы (редко очень, конечно). Но я теперь многое делаю из того, что никогда бы, в здравом уме и твёрдой памяти, не сделала бы раньше (посвятить всю субботу поездкам по далёким магазинам исключительно для занятого на работе Игоря вместо того, чтобы поваляться дома, помочь клеить обои папе, не забыть купить Игорю лекарство, спокойно выключить интересный фильм, если Игорь устал и хочет спать). Может, для Вас это и смешно, но раньше я брыкалась.
Конечно, приоритеты у меня не расставлены раз и навсегда, кроме таких, как, скажем, Игорь над фильмом (хотя и тут, наверное, могут быть исключения). Для меня это не только стиль жизни теперь, но и прямо какое-то высшее удовольствие КАЖДЫЙ РАЗ ДЕЛАТЬ ВЫБОР. Наверное, дело в том, что раньше выбор за меня делала не я, а, например, моя лень, моя обида, моё мнение, что я лучше знаю, или что-нибудь ещё в этот роде. А теперь даже НЕ СДЕЛАТЬ (т.е. не удовлетворить, не согласиться, etc ) выбираю Я, в % 90-95, я думаю.
ДА РЕЧЕВОЕ
Начала делать активно и целенаправленно с конца октября.
Вначале, как и все «нормальные люди», я на автомате отвечала формулой НЕТ на вопросы типа: «Хочешь яблочко?», «Ты не знаешь, где моя расчёска?», «Вы выходите на следующей?», «Будьте добры того-то (ошиблись номером по телефону)».
Занялась контролем и переконструированием речи.
Добилась того, что когда мне задают такой вопрос (т.е. вопрос, подразумевающий ответ НЕТ или вопрос, по каким-то причинам вызывающий у меня ответ НЕТ), у меня внутри стал звенеть какой-то звоночек., я останавливалась, диссоциировалась, собиралась с мыслями и выдавала какую-нибудь положительную формулу. Вначале у меня порой были формулы совершенно дикие и неудобоваримые.
Сейчас:
По философии вопроса: поняла, что отвечать ДА здесь часто - просто обращать внимания на ДРУГИЕ СТОРОНЫ ЯВЛЕНИЯ, и это не извращение.
Заметила, что я говорю НЕТ как таковое очень и очень редко. И (!!!)- теперь я серьёзно задумываюсь, когда мне задают вопросы (а если я действительно видела расчёску Игоря? А если я, по крайней мере, могу вспомнить, где я её видела в последний раз? И вообще, какую из своих расчёсок он имеет в виду - красную пластмассовую, которая обычно у зеркала лежит, или большую кедровую, чьё место слева от компьютера? ИЛИ А хочу ли я яблоко (а вдруг хочу)? А ты мне его помоешь? А они у нас ещё есть? Или ты новые купил? А какие?)
Некоторые положительные короткие формулы придумала специально и стараюсь выучить, чтобы теперь ОНИ вылетали на автомате (ведь когда-нибудь, с кем-нибудь каждый что-нибудь делает на автомате, почему бы нет?..)
В некоторых фразах заменяю НЕТ на конструкцию с НЕ и приправляю это обязательно чем-нибудь вроде СПАСИБО или другим мягко-поглаживательным.
В отдельных ситуациях разрешила себе говорить прямое НЕТ для ясности, краткости и быстроты, оперативности (плюс по правилам ритуала в обществе), чтобы человеку было понятно, и он не блуждал в дебрях моих изречений (официантке в кафе я говорю в ответ на вопрос: «Вам нужен хлеб?» - «Спасибо, не надо»). Это мне дал ещё и красный.
Вообще, если делать только один цвет, всё просто. А если делать их несколько, часто вот придумаю какой-нибудь рецепт, а мне другой цвет ехидненько так говорит: «А как же я? Ведь это же мне противоречит!»
В общем, речь моя стала куда чище от НЕТ и обдуманнее.
Правда вот, в последние несколько дней отметила, что сейчас моя речь заполнена-испещрена «да», например, в конце предложения. Случайно это выяснила. Тут на семье мне мой собеседник сказал, что ему это понравилось и, наверное, побуждало со мной согласиться. Самой мне это не очень нравится.
ИТОГОВЫЕ ВЫВОДЫ ПО ВСЕМУ УПРАЖНЕНИЮ
Ну вот! Уже почти всё раньше написала. А что же здесь писать:
1. Для меня акцент всегда был на СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ части упражнения, как я её воспринимаю: увидеть человека, увидеть его намерения и их причины, поприветствовать их с любовью, дать оценку с (.) зрения моей и системы в целом и в случае, если такая оценка покажет мне, что надо это намерение удовлетворять - удовлетворить. Сейчас я действительно научилась это делать. Не скажу, что я делаю так в 100% случаев, но около 90 - да. Предельный максимум ошибок - до 20%. Я не ставлю своей целью на первом курсе довести эти умения до совершенства, потому что в этом случае я ощущаю, что буду топтаться на месте, а надо двигаться дальше. Главное - что я их приобрела, эти навыки, и, надеюсь, в процессе выполнения других упражнений я буду их формировать дальше, изменять в соответствии с моими внутренними изменениями и убеждениями. Так что если, например, при отчёте кто-нибудь меня поймает на слове НЕТ или возникшем протесте - для меня это нормально. Я не хочу сейчас вылизать свою речь до суперидеала, не хочу убегать только в слова. И пусть остаются у меня протесты - разве это не показатель того, что я живо воспринимаю этот объективный мир и населяющих его людей, что всё это мне дорого, и заставляет меня думать о себе, чувствовать что-то по отношению к себе. Главное - что я теперь умею с этим работать.
2. Конечно, что-то осталось незавершённым. И сорваться я могу, когда устала или болею, и поймать на Нет, наверное, меня сможет какой-нибудь Ваня Слива (который, знаю, любит это делать, и делает хорошо, честь ему и хвала). Но у меня такое чувство, что это малое оставшееся, незавершённое решится не здесь и не сейчас
3. Теперь я действительно стала во многом взрослой, научилась ею быть. Меня совершенно не дёргают всё те же наезды моих родителей из серии (ты ещё несмышлёный младенец). Удивительно, когда я думаю, как описать мою реакцию на это, мне представляется только одно: как в глубине души я им ласково улыбаюсь (а на лице - в зависимости от того, что, как я думаю, им нужно).
А ещё у меня остаётся третий пункт! Ура!